Затратная часть кадрового плана начинается с методов поиска сотрудников.
Планирование должно включать в себя не только сроки, но и методы поиска персонала. Чем больше времени на поиск, чем привлекательнее условия и благоприятнее для работодателя ситуация на рынке, тем больше вариантов. Следовательно, тем меньше затрат на подбор персонала понесет компания. Здесь как раз находится точка пересечения вопросов планирования и бюджетирования в подборе персонала. Эти два процесса не могут быть разделены. Чем более грамотно составлен план, тем большие возможности варьировать методы поиска и, следовательно, использовать низкозатратные технологии.
Бюджет на подбор персонала обязательно должен учитывать, насколько данный специалист является редким, трудно ли его найти. Есть вакансии, закрывать которые следует преимущественно с помощью кадровых агентств. Для других, достаточно обращения к знакомым или в государственную службу занятости.
Грамотно составить кадровый план помогает информация о стоимости рекламы в специализированных СМИ, о стоимости услуг кадровых агентств. Не всегда стоит рассчитывать на менее затратные методы, т.к. такая псевдо экономия в дальнейшем может обернуться непредвиденными неприятностями из за некачественного и несвоевременного подбора. Те руководители, которые пытались найти секретаря через объявление в газете знают, что после недели бесед с десятками девушек, голова идет кругом и на работу, как правило, приглашается не совсем та, которую хотелось бы видеть в офисе. В таких случаях директора должны помнить, что подбор персонала - это нелегкий труд, и лучше, что бы это делал специалист - менеджер по персоналу или эксперт кадрового агентства.
Интересно, что есть компании, которые вообще не планируют бюджет на подбор персонала. Руководитель говорит: "Я плачу зарплату отделу кадров, пусть они и ищут". Это неверно. Один специалист не может заменить собой несколько разных организаций с достаточно большими информационными и рекламными возможностями. Поэтому бюджет должен быть, но он должен иметь обоснование для поиска специалистов с учетом конкретной специфики.