Малые предприятия, их роль в становлении рынка
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие в промышленности и строительстве предприятия с численностью работающих до ста человек. www.ektu.kz
В качестве равнозначного критерия, может быть использован объем хозяйственного оборота.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малое предприятие быстрее осуществляет изменения в номенклатуре и ассортименте производимой продукции. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы, которые не могут быть использованы средними и крупными предприятиями.
О возможностях малого бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, иногда ведущее место. На малый бизнес здесь приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% ВНП. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для российской, высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду направлений НТП, прежде всего в областях электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится 50% научно-технических разработок. Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 70-80% новых рабочих мест.
Эти свойства малого предпринимательства содействуют образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодолению нынешнего кризисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем. Для эффективного функционирования российской экономики необходимо иметь 8-10 миллионов малых предприятий, сейчас же их около 300 тыс. Это означает, что предпринимательство как особый сектор экономики не сформировалось.
Сложившаяся экономическая политика негативно воздействует на малое предпринимательство. Либерализация цен, ускорившаяся инфляция, привели к ликвидации финансовой базы малого бизнеса из-за обесценения сбережений населения. Малое предпринимательство душат многочисленные и непомерные налоги. В результате малые предприятия ставятся на грань банкротства, не зависимо от их народнохозяйственной значимости.
Для решения широкого круга проблем становления малого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого предпринимательства. Необходима тщательная отработка законодательства, следует принять специальный закон о развитии малого предпринимательства, в котором бы фиксировались количественные и качественные критерии малого бизнеса, его права и обязанности, роль в рыночной экономике, а также предоставляемые ему льготы. Должна быть существенно упрощена и облегчена процедура учреждения малых предприятий.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Для ее решения необходимо осуществить целую систему мер: обеспечить восстановление и индексацию банковских вкладов населения, сделать возможным получение льготного кредита при образовании малого предприятия и т.д.
Особое место в разработке программы развития малого бизнеса должно быть уделено созданию необходимых условий для реализации потенциала малых предприятий в приоритетных направлениях НТП. Малое предприятие, оснащенное новейшей технологией или творящей таковую – это та форма производства, которая адекватна современным требованиям НТР.
Для привлечения необходимых ресурсов крупных предприятий для развития малого предпринимательства необходимо использовать систему сотрудничества крупного и малого бизнеса (франчайзинг) особенно в торговле и в сфере услуг. В этой системе крупная головная фирма предоставляет малому предприятию за плату исключительное право использовать торговую марку, выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различные консультационные услуги.
Основа успеха развития малого бизнеса – мощная государственная поддержка. Достаточно сказать, что в США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. А все государственные структуры, причастные к этому, насчитывают 4,5 тысячи сотрудников. Во главе стоит администрация малого бизнеса, в принципе чрезвычайно чувствительного к малейшим колебаниям рынка. В каждом штате имеются региональные отделения по 30-40 человек. Ни центральные, ни региональные чиновники не командуют малым бизнесом, а только откликаются на все просьбы, дают информацию о состоянии рынка. Они же делают экспертные заключения по предложениям всех, кто намеревается начать дело.