Инновации
Третья группа включает следующие источники:
- поставщики или потребители (21%);
- специальная литература по управлению (17%);
- средства массовой информации (14%).
Явно выраженная ориентация на собственные силы, на внутренние источники идей, в сочетании со столь же явно выраженной недостаточной готовностью к нововведениям, низкой заинтересованностью в них свидетельствуют о некоторой противоречивости позиции респондентов. Для того чтобы эти внутренние источники задействовать, могут понадобиться специальные усилия, создание особых условий на предприятии. В то же время внимание к проблемам совершенствования системы управления инновациями, выраженное респондентами, можно оценить как недостаточное для достижения этих целей.
Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.
Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной производственной деятельности:
ü малый процент успешных инноваций
, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
ü необходимость отдельного бюджетадля избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
ü использование критериев оценкиинновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
ü систематическая и плановая ликвидациявсего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
ü отсутствие обратной связиот результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
правильный выбор момента прекращения работы
, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.