Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом
На рубеже второго тысячелетия человеческая цивилизация столкнулась с такими проблемами развития, которые ставят под сомнение саму перспективу выживания биологического вида "человека разумного".
Любая форма жизни постоянно находится в поиске компромисса между присущим ей стремлением к росту и возможностями и ограничениями для такого роста, возникающими из общения, взаимодействия форм жизни с окружающей средой, природой и обществом.
История человечества изобилует примерами, когда из-за конфликтов человеческих сообществ с природой, другими сообществами, из-за недостатка опыта и разума погибали целые цивилизации. Завоевывая и подчиняя себе все новые ресурсы биосферы, человечество добилось грандиозных успехов на пути к благосостоянию, к созданию условий для развития своего вида. Достаточно вспомнить, что с начала ХХ века население Земли увеличилось более чем в три раза, промышленное производство возросло в 50 раз, а потребление природного топлива — в 30 раз. Самое важное — в том, что четыре пятых этого прироста пришлись на вторую половину столетия.
В результате таких крупномасштабных изменений, благодаря научно-техническому прогрессу и превращению науки в основную производительную силу общества, возник мир с новыми реалиями, которые не всегда находят адекватное отражение в сознании и поведении людей, в экономике, политике и процессах управления и регулирования на предпринимательском, отраслевом, государственном и глобальном уровнях. Мичуринский лозунг о том, что мы не можем ждать милостей от природы, а должны брать у нее все необходимое человеку, трансформировался в некую новую конституцию: "Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали!"
Антропогенное воздействие на природу привело сегодня к необходимости срочных и всеобъемлющих мер для решения проблемы выживания.
Задача управления отношениями общества и природы из-за увеличения скорости, масштабов и сложности взаимодействий вызвала необходимость учета факторов взаимозависимости между благополучным развитием человеческой цивилизации и состоянием окружающей среды.
Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человечества.
Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговременного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельности, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.
Нормы социально-этического маркетинга в известном смысле ограничивают предпринимательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зависимость от социально ориентированного общественного развития и необходимости сохранения и улучшения среды обитания.
Стремление к постоянному расширению, преимущественному положению на рынке, максимизации прибыли за счет снижения любыми способами издержек производства и повышения реализационных цен было до недавнего времени общепризнанной основой предпринимательской и любой другой хозяйственной деятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массового сбыта — типичный пример именно таких содержания и целей предпринимательской деятельности, в конечном счете в условиях плохо регулируемого рынка приводящих к перепроизводству товарной массы, углублению циклических кризисов, бесконтрольному использованию природных ресурсов и иным разрушительным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям.
Предприятие — это экономическая основа общества, но оно же, действуя в собственных интересах без учета интересов общественной надстройки, может вызвать деструктивные изменения в социальных, экономических структурах и в самом экологическом равновесии среды обитания.
Социальное начало в человеческом творчестве следует, видимо, рассматривать как основное, главное, целеполагающее. В то же время социальная модель — в широком смысле — есть комбинация концепций, отдельных взглядов, ценностных ориентировок, поведенческих предпочтений, формирующая определенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служит фундаментом для его организации. Однако если вернуться на землю, описание модели развития общества близко к понятию корпоративной культуры, определяющей содержание всей деятельности предприятия. Эта модель включает в себя сложный, но достаточно системный комплекс идей, ценностей, норм и принципов поведения, которыми руководствуются все сотрудники предприятия — от генерального директора до вахтера и уборщицы. Естественно, концепция корпоративной культуры преимущественно ориентирована на модель поведения предприятия в конкретных социально-экономических условиях. В то же время модель существования и развития человеческого сообщества направлена на целостное восприятие действительности и по отношению к проблемам существования и развития предприятия имеет преимущественное значение. Задача руководителей предприятия, стоящих на позициях социально-этического экологически ориентированного маркетинга состоит в том, чтобы нацеливать корпоративную культуру на учет новых ценностей, новой зарождающейся модели общества.