Процесс выбора рыночной стратегии.
Для выбора рыночной стратегии предприятия, необходима прежде выполнить выполнить следующую последовательность шагов:
1. - Оценка и анализ внешней среды.
2. - Управление обследование сильных и слабых сторон.
3. - Анализ стратегических альтернатив.
4. - Выбор стратегии.
Первым шагом является изучение внешней среды, а именно, ее рыночных факторов. Основное предназначение анализа внешней среды - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникать ля предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.
К этим факторам относятся:
n - поведенческие факторам (образ жизни покупателей, занятость покупателей, мотивы покупок и д.р.).
n - Социально - демографические факторам (пол, возраст, образование, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и д.р.).
n - Интенсивность конкуренции в отрасли, которая зависит от: числа фирм и их размеров, специфики продукции, характера спроса и перспектив развития отрасли, наличия барьеров выхода из отрасли.
n Кто является потребителем по форме собственности (частные лица, юридические лица, государство, посредники).
Необходимо также определить правила конкуренции в отрасли, в некоторых отраслях компании «толкают» друг друга, в других существуют «джентльменские» отношения, в - третьих имеется компания - лидер. Еще один фактор - легкость проникновения на рынок, которая ограничивается следующими барьерами:
n приверженность покупателей торговой марке
n контроль над каналами сбыта
n доступность к производственному опыту
n политика правительства направленная на защиту отрасли
Еще одним конкурентным фактором является угроза появления товаров - заменителей, которая зависит от:
n цены производства заменителей
n готовности покупателей принять такой заменитель
Стратегическое планирование осуществляется относительно товарных групп и сопутствующих им услуг. На начальном этапе выбора стратегии можно использовать методику Бостонской консультационной группы (БКГ). Применение матрицы (БКГ) позволяет выполнить две основные функции стратегического планирования: принятие решение о позициях на рынке и распределить средства в будущем.
Оценка баланса потребностей и интересов потребителей товара и торговых фирм, прелагающих и реализующих определенный товар, осуществляется на следующем этапе разработки стратегии с помощью матрицы «Продукт - рынок» (стр. )
Анализ стратегических альтернатив.
На этом этапе руководство уже ответило на вопрос «Куда мы направимся?» и «Как мы попадем туда?». Имеется множество вариантов каждой из альтернатив стратегии, остановимся на четырех основных:
1. Ограниченный рост: применяется в отраслях со статичной технологией, когда организация удовлетворила своим положением.
2. Рост - применяется в динамично развивающихся отраслях с быстроменяющимися технологиями. Ее могут придерживаться руководителями, стремящимися к разработке новой продукции.
3. Сокращение - при этой стратегии уровень целей ставится ниже уровня предыду3щих целей. Применяется при переориентации фирмы.
4. Сочетание - обычно придерживаются крупные фирмы. Эта стратегия представляет собой объединение любых из трех вышеперечисленных стратегий. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит эффективность организации.
Рыночная стратегия определяется исходя из выбранного товара и рынка, для которого он предназначен, с учетом имеющихся у предприятия возможностей. Стратегия включает определение основных целей предприятия и основные пути реализации выбранных целей.
Рыночная стратегия фирмы основывается на нескольких основных принципах:
1. Наиболее полное изучение и учет существующего рынка.
2. Определение оптимального ассортимента продукции с учетом, как ее качественных характеристик, так и экономической целесообразности выпуска.