Эффективность затрат на инновационную деятельность
¨ затрат на единицу объема реализации;
¨ прибыли от реализации продукции;
¨ чистой прибыли.
Введем следующие условные обозначения:
З – затраты на производство реализованной продукции;
ВР – выручка от реализации всей продукции;
ЗОН – затраты на освоение новшеств;
ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
ПР – прибыль от реализации продукции;
ПРН – прибыль от реализации новой продукции;
НА – стоимость нематериальных активов;
– коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;
– затраты на единицу объема реализации;
П – чистая прибыль.
Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
¨ снижении себестоимости продукции;
¨ росте фондовооруженности труда;
¨ росте производительности труда;
¨ увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
¨ повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.
Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации (). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:
, (8)
где
|
Затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением; |
|
Коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции; |
|
доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации. |
Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.
Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:
(9)
где
– |
рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств. |
Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:
, (10)
где
– |
потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции; |
– |
коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции |
Сопоставив стоимость нематериальных активов со средней списочной численностью персонала, получим показатель "вооруженность нематериальными активами". Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.
Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель:
, (11)
где
|
Фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника); |