Самомаркетинг журналиста и его потенциал
Для сотрудника СМИ важен не только метод работы, но моменты, связанные с его личностными качествами. Есть масса трудов о личности журналиста, его этике и т.д. Скажем, только опираясь на Евгения Прохорова, что можно представить проблему личности как схему из ядра и окружностей вокруг него. Ядро личности -- склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция. Затем -- круг личностных качеств (интеллект воля, эмоции и психология, физические данные), затем -- система знаний (эрудиция, профессиональные и специальные знания), затем -- навыки, опыт работы. Обычно к этому всему добавляют меру ответственности журналиста -- гражданскую, юридическую, этическую. Различными социологическими методами исследованы качества журналистов. Наметился переход к изучению социально-профессиональной среды, скорости и качества работы при создании публицистических текстов, адаптации и комфорта в коллективе редакции. Остро стоят проблемы престижа профессии: В России до перестройки четверть опрошенных считала работу журналиста престижной, в первые годы гласности -- до 42 процентов, а в 1995 году уже лишь 14,5 процента, свидетельствует Ворошилов, выходит даже во времена застоя престижа было больше. Любопытной скорее для России, нежели для Беларуси остается проблема формирования журналистской элиты. Но рынок поставил многие редакции на грань нищеты, и журналисты искали любые пути ради выживания. Михаил Федотов, экс-министр печати РФ: "Сейчас мы наблюдаем очень прискорбный процесс, когда профессиональные журналисты уходят из редакций газет, редакций радио и телевидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку деньги, которые они зарабатывают, не позволяют им содержать семью. А те, кто остался, к сожалению не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элементарные нормы не только журналистской, но и общечеловеческой этики." Александр Бовин, который вернулся в "Известия" после дипломатической службы сетовал, что за ориентир часто принимается низшая планка читательских потребностей, что газетчики стремятся не морализировать, а информировать. Но главный критерий классности как раз не объем информации, а анализ, рассуждения, вывод. "Не рассуждающая журналистика -- это нонсенс".
Кадров для качественной прессы не хватает, их надо растить тщательно, и это сегодня проблема журналистского сообщества. Ведь журналисты в конечном итоге образуют свою статусную групп объединенную одинаковым уровнем общественного признания, ориентированные на одного читателя. Журналист должен понимать, что его самого никто не раскрутит, надо пробиваться самому, повышать свой рейтинг, привлекательность своего образа. Вводится термин самомаркетинг журналиста. Сегментированием тут выступает специализация журналиста, позиционированием -- определение своей позиции своей темы и рубрики, своего особенного стиля. Инновации - работа над собой, рост квалификации.
Любопытно сравнить составленные на журфаке МГУ в ходе совместного исследования среднестатистические портреты российского и американского журналиста. Российский -- мужчина 40 лет, русский, с журналистским образованием, женат, один-два ребенка, работает в прессе около 16 лет, беспартийный, умеренных центристских взглядов, колеблется не сменить ли работу. Американский -- мужчина, 38 лет, белый, бакалавр, учился в общественном колледже, стаж 14 лет, намерен работать в прессе дальше.
При самомаркетинге стоит иметь в виду именно подобные средние показатели и стараться превзойти их, ориентируясь на потребности аудитории. Говоря о жизненных циклах знаменитостей, Филип Котлер рассуждает о шести видах карьеры: средний успех, устойчивый подъем до уровня суперзвезды, головокружительная карьера-вспышка, изменчивая карьера, резкое падение в безвестность с последующим возвращением популярности, запоздалое признание. Для журналистов типичнее средний успех -- переходы по горизонтали из редакции в редакцию, или устойчивый подъем -- переходы сопровождаются движением по карьерным ступеням.