Реализация молока и молокопродуктов
Общий объем реализации молока и молочных продуктов хозяйствами общественного сектора сократился за 2000 год на 80%. Изменения в структуре реализованной продукции характеризуются сокращением удельного веса молока, проданного заготовительным организациям, и увеличением доли продаж прочими каналами. Заготовительным организациям в прошлом году общественный сектор передал 67% произведенного молока. Остальная часть продукции была реализована населению в системе общественного питания и в счет оплаты труда; на рынке, через собственные магазины, ларьки и палатки; а также на бартерных условиях.
Если в 1999 году бартер занимал 7,2% в общем объеме реализованного молока, то в 2000 – 4,8%, или на 2,4 процентных пункта меньше.
Личные подсобные хозяйства за последнее время увеличили реализацию заготовительным организациям и перерабатывающей промышленности до 25% произведенного молока. Из общего количества закупаемого заводами молока 60% поступает от населения через 16 тыс. заготовительных пунктов.
Однако значительная часть продукта остается у производителя и используется для собственных нужд, реализуется на базаре и в уличной торговле, скармливается животным и частично теряется.
Причины относительно низкой товарности молока в частном секторе специалисты объясняют невысокой материальной заинтересованностью производителей в реализации через этот канал, поскольку закупочные цены на него ниже цен на свободных рынках более чем в два раза. Несовершенной является также организация приема молока от населения.
Для решения этой проблемы в Украине внедряются новые механизмы взаимоотношений с товаропроизводителями: создаются новые молокоприемные пункты, совершенствуется система взаимных расчетов.