Критерии оценки (основные требования к персоналу)
Применение современных методов объективной оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.
Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.
Существует большое количество "за" и "против" официальной оценки управленческих работников. Аргументом в ее пользу является то, что она способствует решению ряда управленческих задач. Например, помогает руководству определить, кому следует повысить зарплату, кого - повысить в должности, а кого - уволить. Оценка, особенно объективная, побуждает работников работать более результативно. Наличие соответствующей программы и гласность результатов ее выполнения развивают инициативу и вызывают чувство ответственности, стимулируют стремление работать лучше. Такая оценка служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму, позволяет получить необходимую информацию для определения размеров зарплаты и вознаграждения работникам.
Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии.
По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:
· знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
· знание экономики - методов планирования, экономического анализа,и т.п.
· умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
· наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;
· способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
· умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
· способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
· умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
· распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
· координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
· умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
· умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
· учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
· стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
· устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:
· честность, справедливость,
· умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными,
· выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах,
· целеустремленность,
· принципиальность,
· решительность в принятии управленческих решений, а также настойчивость и энергичность в их реализации,
· умение отстоять свое мнение,
· самокритичность в оценках своих действий и поступков,
· умение выслушивать советы подчиненных,
· правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы,