Методы анализа спроса
Подобные таблицы могут быть построены при анализе опроса вследствие изменения любого из факторов (см. табл. 9.4). Они служат инструментом оперативного принятия управленческого решения и являются базой для дальнейшего углубленного анализа влияния факторов на величину и характер спроса.
По данным подобных таблиц можно вычислить показатели стабильности спроса общие и в каждой подгруппе. Если, например, наибольший % опроса продукции А (по данным табл. 9.9) в динамике приходится на какое-либо предприятие (или их группу), то можно говорить о стабильности спроса в отношении этого потребителя.
Можно определить и показатели интенсивности спроса по данным таблиц 9.8, 9.9, 9.10. Если в динамике темпы роста по ассортиментным позициям растут по этапам ЖЗУ, потребителям или каналам сбыта, то спрос является интенсивным, если эти темпы роста близки к единице, то спрос стабилизировался в отношении рассматриваемого аспекта, если темпы роста меньше единицы, то следует говорить о его сокращении.
Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от его результатов зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объем реализации его продукции и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.
Резюме
Эффективность НИОКР зависит от того, насколько учтена рыночная потребность в научно-технической продукции.
Формирование портфеля заказов предполагает проведение работы с потенциальными потребителями результатов НИОКР.
Особенности нововведений предопределяют специфику анализа спроса.
Необходимо прежде всего уточнить, к каким нововведениям - базисным или усовершенствованным относится продукция, спрос на которую подлежит изучению.
Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях.
Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние и внешние.
По формам образования, различают потенциальный, формирующийся, развивающийся и сформировавшийся.
В зависимости от состояния рынка выделяют: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос.
Структурный анализ спроса производится с помощью специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку.
Вопросы для повторения
1. Что необходимо учесть менеджеру при управлении программой НИОКР?
2. Как строится механизм управления процессом НИОКР?
3. Перечислите основные направления анализа спроса на нововведения.
4. Какие факторы следует учесть при анализе спроса?
5. Какие виды спроса различают в зависимости от форм образования?
6. Как проводится структурный анализ спроса?