Методы отбора инновационных проектов для реализации
В практике управления инновационными проектами применяют следующие способы снижения риска:
1. Распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям).
2. Страхование.
3. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Распределение риска происходит при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. При этом участники проекта принимают ряд решений, расширяющих, либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. При проведении соответствующих переговоров участники проекта проявляют гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять.
Многие крупные проекты могут иметь задержку в их реализации, что может привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков.
Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.
Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта.
При резервировании средств на покрытие непредвиденных расходов учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов.
Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств.
Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:
1. Резерв делится на общий и специальный.
2. Определение непредвиденных расходов по видам затрат (заработная плата, материалы и др.).
Общий резерв покрывает изменения в смете и др.
Специальный резерв включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.
Дифференциация резерва по видам затрат позволяет оперделить степень риска, связанного с каждым видом затрат, которые можно в дальнейшем распространить на отдельные этапы проекта.
Для дальнейшего уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе, на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных корректировки непредвиденных расходов.
Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.
План финансирования проекта должен учитывать:
¨ риск нежизнеспособности проекта;
¨ налоговый риск;
¨ риск незавершения проекта.
Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности обеспечения окупаемости капиталовложений.
На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.
При рассмотрении альтернативных проектов в деловой практике применяют следующие направления анализа: