Функции и деятельность.
Немалую роль в формировании доходов высших управляющих японских компаний играет владение акциями своей компании. О его масштабах свидетельствуют следующие данные. В конце 50-х годов в среднем на одну компанию приходилось 16,5 высших управляющих, которые владели 500 тысячами её акций, что составляло 0,4% общего числа акций.[152] С середины 70-х годов возросла доля акциодержателей среди высших управляющих. Так по данным опроса, проведённого в 1975 году компании, где высшим менеджерам принадлежало менее 1% акций, составили 41,2%; от 1 до 5% акций – 27%; от 5 до 15% акций – 18,4%; более 15% акций – 13,4%. В 1982 году цифры выглядели следующим образом: компании, где высшие управляющие владели 1% акций своей фирмы составили 24,4%; от 1 до 5% акций – 23,1%; от 5 до 15% акций – 29% компаний; более 15% акций – 23,5% компаний.[153]
Вследствие широкого приобретения акций, например, основатель компании «Мацусита дэнки» К. Мацусита на конец 80-х годов имел акций на сумму примерно 125 миллиардов иен.[154]
Приведённые данные отражают тенденцию изменения механизма материального стимулирования высших управляющих, в результате чего возрастает роль нефиксированных элементов в их доходах, увязывающие уровень последних с прибылью компании.
В корпорациях США придаётся большее значение материальному стимулированию менеджеров, чем в корпорациях Японии, более значительные размеры жалования и активнее используются система всевозможных премий и материальных льгот (например, длительный отпуск, медицинское обслуживание, обучение детей в колледжах за счёт компании). В американских компаниях больше средств, чем в Японии, выделяется на представительские расходы, шире распространены «атрибуты статуса» - грандиозные деловые кабинеты с дорогими коврами и мебелью, картинами знаменитых художников, виллы, автомашины, личные самолёты, яхты и т.д. Вместе с тем в США, так же как и в Японии, всё большее место занимают доходы от акций своей компании.[155]
Кроме того, хотелось бы отметить еще одну тенденцию в системе японского менеджмента, получившую развитие в 80-х годах. Традиционно в Японии деятельность в высшем звене управления являлась прерогативой мужчин, но процесс «феминизации» трудовых ресурсов Японии, начавшийся с 50-х годов и особенно активизировавшийся в 70-е годы привёл к тому, что в 80-х годах среди менеджеров стали появляться женщины.
Повышение трудовой активности женщин было вызвано такими факторами, как облегчение бремени забот по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в связи с электронизацией быта, изменения ценностных ориентаций, взглядов на отношения в семье, структуру семейных отношений, увеличения числа одиноких женщин из-за снижения доли вступающих в брак и повышения доли разведённых, рост уровня образования, стремление к деланью карьеры.[156]
Проведённое в 1984 году «Эссо корпорейшн» исследование показало, что 25447 женщин занимали посты президентов компаний с числом занятых долее 5 человек (на 10,5% больше, чем в 1983 году) На момент исследования, женщины президенты были не моложе 55 лет, примерно 60% из них в возрасте 62 года, 58,2% имели высшее образование. Компании, где женщины занимают высшие управленческие должности, действуют преимущественно в среднем и мелком бизнесе, в индустрии сервиса и других отраслях с традиционно высокой долей женской занятости. [157]
Управляющие, занимающиеся кадровыми вопросами, несмотря на принятый в 1986 году закон о равных служебных возможностях, негативно относятся к продвижению женщин на высшие управленческие должности. При этом в качестве аргумента, например, выдвигается положение соответствующего законодательства, которое ограничивает продолжительность рабочей недели для женского персонала , а деятельность на высшем уровне управления требует гораздо больше времени, чем любая другая работа. В результате по данным проведённого в 1986 году обследования, в 320 компаниях среди высших управляющих насчитывалось лишь 1,2% женщин.[158]
Некоторые специалисты, в частности американские, делают оптимистичные предположения о перспективах привлечения женщин в Японии к управленческой деятельности и их выдвижения на высшие управленческие должности. Однако, вероятно в Японии эта тенденция может иметь место в обозримом будущем только на уровне мелкого и среднего бизнеса.
***
Подводя итоги можно сформулировать основные черты особого социального слоя в Японии – высших управляющих. Во-первых, следует отметить, что институт высшего управления в Японии берёт своё начало в 16 веке, и связан с появлением торгово-промышленных домов, где всеми хозяйственными делами занимались наёмные управляющие – «банто», по-видимому, они являлись первыми представителями высшего управления.
Во-вторых, важнейшей характеристикой такого социального слоя как высшие управляющие являются: элитарность, которая сохраняется благодаря преимущественному подбору кандидатов на посты высшего управления из лиц принадлежащих к состоятельным слоям и имеющие возможность получения престижного образования. Однако, как отмечалось, необходимость, в условиях обостряющейся конкуренции, продвигать на управленческие должности способных работников может привести к расширению социальной базы кандидатов на высшие управленческие посты, и отступлению от жесткого принципа отбора на основе оценки престижности законченного высшего учебного заведения.