Анализ балансовой прибыли предприятия.
Таким образом, результаты расчетов показывают, что план прибыли недовыполнен за счет объема и структуры реализованной товарной продукции, а также частично за счет изменения отпускных цен на продукцию.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный доход.
Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия.
МД = П + Н
отсюда
П = МД - Н
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции и ставки маржинального дохода не единицу продукции:
П = К* Дс – Н
Дс = Ц –
V
П = К (У –
V
) - Н
Где: V – переменные затраты на единицу продукции.
Формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции.
Проведем факторный анализ на примере крышки СКО.
Таблица 4.
Показатель |
2000 год | |
По плану |
Фактически | |
Объем реализации продукции, тыс. шт. |
25000 |
10000 |
Цена реализации, грн. |
108 |
120 |
Себестоимость изделия, грн. |
94,52 |
93,45 |
В т.ч. переменные удельные расходы |
91,08 |
90,01 |
Сумма постоянных затрат, тыс. грн. |
86000 |
34400 |
Прибыль, тыс. грн. |
337 |
265,5 |
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:
Ппл = 25000 ( 108-91,08 ) – 86000 = 337000
Пусл1 = 10000 ( 108-91,08) – 86000 = 83200
Пусл2 = 10000 ( 120-91,08) – 86000 = 231900
Пусл3 = 10000 ( 120-91,01) – 86000 = 265500
Пф = 10000 ( 120-91,01) – 34400 = 265500
Побщ = 26550 - 337000 = - 71500
В том числе за счет изменения:
- количества реализованной продукции:
D
Пк = 83200 – 337000 = - 253800
- цены реализации:
D
Пц = 203200 – 83200 = 120000
- суммы постоянных затрат:
D
Пн = 265500 – 213900 = 516000
Нетрудно заметить, что предприятие за счет спада производства и как следствие уменьшение объема реализации продукции предприятие недополучило прибыли.