Анализ рентабельности деятельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.

Рассчитаем показатели рентабельности деятельности ОАО «Крымпродмаш» за I-II полугодие. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) вычисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:

R

з1

= 1966 / 1855 = 106%

R

з2

= 2662 / 3277 = 81,2%

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли от каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. На протяжении 2000 года она снизилась на 24,8%.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки:

R

п1

= 1966 / 4384 = 44,8%

R

п2

= 2662 / 6759 = 39,4%

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с гривны продаж. За анализируемый период она снизилась на 5,4%.

Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестируемого капитала:

R

к1

= 2208 / 43584 = 5,1%

R

к2

= 29869 / 42839 = 7%

Мы видим, что она возросла за анализируемый период в 1,4 раза.

Основными резервами роста прибыли являются увеличение объема реализованной продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.

Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер, что объясняется нестабильностью цен на рынке.

Анализ рентабельности по системе «Директ – костинг».

Рассмотрим анализ рентабельности по изделию: крышка закаточная.

В маржинальном анализе, расчет влияния отдельных видов продукции производится по следующей модели:

Ri

= П

i

/ З

i

=

[

К

i

(

У

i

-

Vi

) -

Hi

] / [

Ki

*

Vi

+

Hi

]

По данным таблицы 4. проведем факторный анализ рентабельности по крышке СКО:

R

пл

=

[

25000

(

108

– 91,08) - 86000] / [25000 * 91,08 + 86000]

= 14,26%

R

усл1

=

[

10000

(

108

– 91,08) - 86000] / [10000 * 91,08 + 86000]

= 8,35%

R

усл2

=

[

10000

(

120

– 91,08) - 86000] / [10000 * 91,01 + 86000]

= 20,39%

R

усл3

=

[

10000

(

120

– 91,01) - 34400] / [10000 * 91,01 + 34400]

= 28,41%

Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на 14,15%.

D

R

общ

=

28,41 – 14,26

= 14,15%

в том числе за счет изменения:

- Количества реализованной продукции:

D

R

к

=

8,35 – 14,26

= -5,91%

- Цены реализации:

D

R

у

=

20,39 – 8,35

= 12,04%

- Удельных переменных затрат:

D

Rv

=

21,69 – 20,39

= 1,3%

- Суммы постоянных затрат:

28,41 – 21,69 = 6,72%

Проведем факторный анализ рентабельности по обычной методике.

Факторный анализ по крышке закаточной:

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности произведем способом цепной подстановки:

Rпл

= (

Цпл – Спл)

/ Спл

- Плановый уровень рентабельности:

Rпл

= (

108 – 94,52)

/ 94,52= 14,26%

- За счет изменения цены он возрос на 12,7% (26,96-14,26)

Rусл

= (

120 – 94,52)

/ 94,52= 26,96%

- За счет изменения себестоимости продукции на 1,45% (28,41-26,96)

R

ф

= (

120 – 93,45)

/ 93,45= 28,41%

План по рентабельности перевыполнен на 14,15% (28,41-14,26).

Перейти на страницу: 1 2