Планирование материально-технического обеспечение.
Для осуществления МТО необходимо разработать определенный инструментарий, позволяющий управлять уровнем предлагаемой услуги, а также уровнем соответствующих затрат. В этой связи первоочередной интерес представляют системы планирования информации.
Планирование - процесс принятия решений на основании ожиданий - позволяет достичь ожидаемых результатов путем воздействия на сложную совокупность взаимонезависимых механизмов.
В процессе стратегического планирования принимаются решения, касающиеся структуры сети товародвижения либо капиталовложений, необходимых для придания большей гибкости системе материального обращения.
Оперативное планирование МТО представляет собой средство регулирования и контроля задействованного в производстве сырья и готовых изделий. Его цель состоит в развитии контактов между различными службами компании, усилении координации их деятельности и повышении их мотивации по отношению к задачам МТО.
Стратегическое планирование деятельности в сфере МТО должно помочь компании научиться приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. Примерами стратегических решений, вызванных изменениями среды, можно считать решение о перемещении центра реализации в связи со сдвигами в территориальном распределении клиентуры, а также разработку гибкого производства. нацеленного на более быстрое удовлетворение постоянно усложняющихся требований рынка.
Таблица N1.
2. Три аспекта материально-технического обеспечения
Информ. источники |
Мероприятия по планированию |
Управленческие мероприятия |
Мероприятия по прием. товаров |
матер. потоки |
|
Прогнозирование спроса конечной продукции Корректирока по поступившим заказам. Календарное планирование транспортных пере-возок готовых заказов. Управление пото-ками гот. про- дукции. Оперативное пла- нирование продук-ции. Оперативное плани-рование производ-ства. Календарное плани-рование снабжения. Управление пото-ток. п/фабрикатов Составление пла-нов снабжения. |
Управленческая обраьотка заказов клиентов. Контроль за рейса-ми с товаром Учет и инвентариза- ция запасов товаров Заказы регион. складов центр. складам. Заказы произв. подразделениям. Контроль за предоставл. услуг. Учет полуфабрика-тов и запасов. Управленческая об-работка заказов поставщикам. Контроль за предос-тавлением услуг. |
Подготовка заказов к реализации. Осуществление пос-тавок. Размещение и со-держание товаров на складе. Поствка с центр. складов на регион. Перевозки и перег-ки товаров до поступ. на центр. склады. Упаковка товаров. Межцеховые и меж-завод. перевозки. Перевозки сырья и комплектующих. Поставка сырья из пункта добычи в пункты переработки. Подготовка постав-щиками заказов к отгрузке. |
Задача оперативного планирования МТО состоит в обеспечении максимально эффективного использования ресурсов и средств, направляемых на удовлетворение сиюминутных потребностей. Типичными вариантами планирования этого типа являются разработка программы выпуска некоторого оборудования или разработка календарного графика отправки продукции потребителю. Порой методологический инструментарий МТО разрабатывается одновременно для принятия решений стратегического характера и для планирования текущих потребностей. Так, представленная модель производства и реализации может обеспечить разработку оптимального сценария размещения заводов и складов с точки зрения глобальной стратегии компании. Зачастую эта же модель может способствовать решению оперативной задачи - оптимизации оборота сырья и товаров с целью сокращения запасов и времени складирования.
Ведущие специалисты теории экономики и логистики предлагают следующую модель многоэтапного планирования МТО:
1) Стратегическое планирование. Основано на долгосрочных прогнозах спроса, движения издержек, изменений хозяйственной среды и пределов загрузки производственных мощностей. Это позволяет осуществить оптимальную стратегию в области маркетинга, производства и Финансирования.
2) Тактическое планирование. Применяется в пределах временного периода от нескольких месяцев до одного года. Она помогает сформулировать взаимоувязан-
ные задачи по получению годовой прибыли для службы компании. а также разработать совокупность частных планов для оперативных служб закупки, производства, перевозок, содержания техники. и т.п. Тактическое планы легко поддаются пересмотру в течение года, по мере выявления реального спроса.