Категории управления менеджмента.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будующем.
Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование – целеполагание. Он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.
Принципы управления – это основные правила, основные требования, руководящая идея, которой следуют руководители в осуществлении управления. Они являются одной из основных форм сознательного использования объективных законов управления в практике.
Законоуправление
– это общие, существующие и необходимые связи, явления, изучаемые наукой управления. Объективность законов управления по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.
Функции управления
– это своего рода “поля” управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Функциями управления могут быть стандартизация, сертификация продуктов и систем качества, обеспечения единства измерений, аттестация испытательного оборудования и т.д.
Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными основами управления качеством, можно разделить на 3 части :
- Методологические основы управления качеством.
- Конкретные науки об элементах управления качеством.
- Наука об управлении (теория управления качеством).
Методологические основы управления качеством включают в себя соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.
Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :
- Конкретные технические науки (теория надежности, теория статистического регулирования, стандартизация, сертификация, квалиметрия, и т.д.);
- Конкретные экономические науки (экономическая теория качества, планирование качества и т.д.);
- Конкретные социологические науки (правовые основы качества, управление качеством труда и т.д.);
- Теория информации о качестве.
Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.
Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :
- принципы системности в проектиовании - анализа и синтеза при системном - переработки, хранения и пере -
и управлении качеством ; подходе к решению проблем ка - дачи информации;
- комплекснрсти в несл. разных сторон чества; - коммуникационные связи;
управления качнством; - принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная
- приоритетности факторов внешней в области качества; техника;
среды в формировании качества ; - мотивации и воздействия на - средства производства;
- взаимоотношений управленческого и деятельность исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -
исполнительного персонала в проект- - оценка качественного уровня регламентирование требования
ной деятельности. продукции; качества продукции;
- контроля качества. - законодательные акты в области
качества;
- сертификаты, как средство под -
тверждения качества.