Конфиденциальность и защита коммерческой информации
Реально функционирование системы коммерческой информации на предприятии проявляется в создании информационной среды, поддерживаемой упорядоченным движением потоков информации.
В модели предусмотрено, что все информационные массивы данных по основным видам коммерческой деятельности формируются на основе:
- данных маркетинговых исследований
- данных внутрифирменного управленческого учета (сведений об объемах товарооборота, величине производственных и товарных запасов, единовременных и текущих затратах, прибыли предприятия и др.)
- данных внешней статистики, конъюнктурных обзоров рынков, публикуемых в специальных изданиях и средствах массовой информации
- экспертных оценок.
Важнейшим элементом построения системы информирования является обеспечение границ доступа к информации. Мера доступности определяется степенью конфиденциальности – доверительности (или секретности) сведений.
На практике границы доступа обеспечиваются защитой информации в режиме коммерческой тайны – принятия мер по ее секретному использованию.
Понятием коммерческой тайны обобщаются преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы предприятия, сведения о различных сферах его предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, инновационной и т.д.) и относительно организации управления, необходимость защиты которых обусловливается задачами конкуренции и угрозами потери экономической безопасности. По общим правилам коммерческая тайна вводится относительно тех сведений, который представляют интерес для коммерции.
Режим коммерческой тайны определяется законодательным путем. В России он устанавливается ст.139 Гражданского кодекса РФ, согласно которой информация составляет коммерческую тайну, если имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, а обладатель информации принимает необходимые меры к охране ее конфиденциальности. Гражданским кодексом (ст.139), наряду с коммерческой тайной вводится понятие служебной тайны. Однако какие-либо различия между ними не проводятся. Служебная тайна по законодательству так же, как и коммерческая тайна, должна иметь коммерческую ценность, и меры по их охране должны быть одинаковы.
Перечень сведений, которые составляют предмет коммерческой тайны, и порядок обеспечения их сохранности определяются руководством предприятия. Наиболее общие правила состоят в следующем.
Основополагающим является принцип равновесия между обеспечением экономической выгоды и поддержанием экономической безопасности. Предельно допустимые границы устанавливаются с учетом того, что часть коммерческой информации должна оставаться открытой. В основном это информация рекламного характера, касающаяся производимой продукции и услуг, товарных знаков и т.д. Сокрытие ее противоестественно, так как привести к потере рынков, потребителей, а значит, и прибылей. С другой стороны, излишне подробные сведения относительно выпускаемой продукции, особенно в части описания технико-экономических особенностей, вполне могут стать объектом наживы для конкурентов, активно использующих методы производственного шпионажа.
В безусловном порядке засекречиванию подлежат сведения из области коммерческих ноу-хау. Они касаются в основном организации материально-технического обеспечения и сбыта, поскольку именно эта функция в управлении коммерческой деятельностью предприятия является наименее формализованной среди прочих функций и с точки зрения процедур принятия решений, и сточки зрения самого содержания управленческих решений. К категории коммерческих ноу-хау относятся сведения по организации каналов сбыта (дилерских, дистрибьюторских сетей) предприятия, методов продвижения товаров на рынок, ведение коммерческих переговоров и т.д. Особую часть коммерческих ноу-хау составляют методики выполнения маркетинговых исследований. Все эти сведения интересны для конкурентов и по аналогии с производственным шпионажем вполне могут стать объектом шпионажа коммерческого.
Особой защите подлежат договоры, заключаемые предприятием при организации материально-технического обеспечения и сбыта. Более того, в определенных ситуациях конфиденциальными считаются не только сведенья, относящиеся к содержанию договора, но и сам факт его заключения. Логика этой позиции достаточно ясна: вся коммерческая деятельность представляется в виде совокупности логических цепочек, построенных на хозяйственных связях между поставщиками, потребителями и посредниками, правовым основанием для осуществления которых служит договор. Именно договор является тем цементирующим звеном, знание которого и основанные на этом знании активные действия со стороны конкурентов подорвать коммерческую деятельность предприятия.