Инновационный менеджмент (учебник)
Появление в учебных планах российских вузов дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых ... и технике является основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания.
Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.
В современных условиях существуют проблемы финансирования инновационной деятельности, проводятся конкурсы грантов. Участие в конкурсе может принести успех при условии правильного оформления конкурсных документов.
Отечественная школа инновационного менеджмента уже имеет несомненные достижения, чему в определенной степени способствовало учебное пособие, подготовленное коллективом ученых ГАУ (менеджмент организации. Под ред. д.э.н. проф. Румянцевой З. П., д.э.н. проф. Соломатина Н. А., 1995 г.).
Предлагаемый вниманию читателей учебник "Инновационный менеджмент" соответствует требованиям подготовки специалистов в области менеджмента. Его цель – обобщить достижение мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам, аспирантам, молодым ученым, руководителям научно-исследовательских организаций и других структур экономики России в освоении инновационного менеджмента.
В учебнике нашли отражение проблемы, связанные с инновациями материального и нематериального характера, а также организационного; показаны особенности управления исследовательскими проектами; изложены вопросы управления созданием и освоением новой техники и технологии; изложена методика анализа спроса на научно-техническую продукцию; рассмотрены направления оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.
В написании учебника участвовали ученые кафедры менеджмента и статистики фирм Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ); центра исследований и статистики науки Комитета по науке и технологиям РФ, Новомосковского института Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Финансовой академии при Правительстве России.
Авторы заранее благодарны всем, кто сочтет целесообразным дать свои предложения и замечания по совершенствованию учебника.
- Понятие инновации и инновационного процесса
- Научно-техническая и инновационная деятельность
- Виды инноваций и их классификация
- Организационные структуры инновационного менеджмента
- Значение ФПГ и принципы их организации
- Организация технологического процесса
- Мотивация участников ТЦ
- Контроль функционирования технологического процесса
- Значение выбора стратегии
- Методы выбора инновационной стратегии
- Понятие исследовательского проекта и его содержание
- Оформление инновационных проектов
- Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
- Управление проектом
- Персонал научных организаций
- Мотивация персонала
- Кадровое планирование
- Проблемы выбора оптимального расписания (режима) работы в научных организациях
- Вопросы формирования целевых групп в научных коллективах
- Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия
- Функционально-стоимостный анализ
- Управление процессом подготовки производства новой техники
- Управление техническим уровнем и качеством новой продукции
- Понятие производственной технологии
- Производственные технологии – как объект управления
- Технологии производства материального продукта
- Технологии производства энергетического продукта
- Формирование портфеля проектов
- Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации
- Сущность спроса и способы его представления
- Факторы спроса
- Виды спроса на новую продукцию
- Методы анализа спроса
- Задачи и основные приемы экспертизы
- Методы отбора инновационных проектов для реализации
- Эффективность использования инноваций
- Общая экономическая эффективность инноваций
- Характеристика результатов инновационной деятельности
- Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности
- Эффективность затрат на инновационную деятельность