Анализ и характеристика услуг по оказанию психологической помощи населению
Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения – придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним. Тем не менее между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга. Консультативная психология базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии.
Функциональное назначение психологических услуг населению
Спиноза сказал: «Я понял, что все, чего я боялся, не содержит в себе ни хорошего, ни плохого, а лишь воздействует на разум». Это воздействие и должна разьяснить клиенту психологическая консультация.
К основным моделям или парадигмам консультирования относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков; 3) тренинг в решении проблем и принятии решений; 4) тренинг в поддержании здорового образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.
Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадаптацию, нарушения в развитии.
Проблемами, в наибольшей степени повлиявшими на спецификацию моделей консультирования за последнее десятилетие, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей, коммуникативные депривации (проще говоря – дефицит общения).
Технические характеристики оказываемых населению психологических услуг
Получение и увеличение прибыли, с нашей точки зрения, может быть достигнуто прежде всего за счет привлечения и дальнейшего роста числа клиентов, имеющих психологические проблемы различного характера и проявления, с целью устранения или частичного решения этих проблем. Клиентов можно привлечь и удержать, предоставив им квалифицированные психологические консультации, заинтересовав их конечными результатами совместной работы по преодолению конкретных психологических затруднений клиента. Мы, соответственно, намерены предложить нашим потенциальным клиентам психологические консультации, диагностику, разработку перечня рекомендаций, которые помогут клиенту наладить свое душевное состояние.
Мы уже выяснили, что цель маркетинга – сделать продажи постоянными; знать и понимать клиентов настолько хорошо, чтобы продукт или услуга подходили к ним и продавались сами (Питер Дрюкер).
С нашей точки зрения, продвижение и оказание услуг на рынке будут эффективны только в том случае, если сначала будут определены цели и потребности клиента, а затем будет предложен доступный по цене товар или услуга, причем цены могут быть дифференцированными для различных слоев населения (критерии различий в ценах – самые различные).
Услуга – это любые мероприятия или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.
Рынок услуг не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:
1) услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения, поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные;
2) услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Таким образом, маркетинг услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов.
Он призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор.
Услуги психолога-практика – это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются квалифицированные консультации по преодолению или коррекции существующих у него психологических проблем, а также производится профилактическая работа с целью устранения возможности возникновения проблем.
1Показатели качества оказываемых населению психологических услуг
Наша деятельность как психологов-практиков направлена на повышение социально-психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основными способами оказания психологической помощи являются индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы. К нашей деятельности относится также психопрофилактическая и психокоррекционная направленность психологической помощи, которая используется в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.