Характеристика государственных расходов бюджета республики беларусь в современных условиях
в 1992 – 1999 гг. (в % ВВП) *
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
47,8 |
57,8 |
47,3 |
42,2 |
42,4 |
46,2 |
44,8 |
47,9 |
* - Совокупные расходы правительства согласно международным стандартам статистики включают расходы государственного бюджета, социальных фондов и внебюджетных фондов.
Что же касается загадочности величины государственных расходов (в сопоставлении с другими странами медленной дезинфляции) (см. табл. 10 и табл. 6), то отчасти это объясняется тем, что в нашей стране проводится политика жёстких бюджетных ограничений в отношении частного бизнеса и тех государственных предприятий, которые не имеют государственной протекции и связей в эшелонах власти. Причём стоит отметить, что данная политика жёстких бюджетных ограничений напрямую связана с административными методами управления экономикой, и делит предприятия на «чужих» и «своих», то есть на тех, кто подпадает под действие данной политики, и тех, для кого существуют исключения. Как итог, неравные условия ведения бизнеса в Беларуси проявляются при сборе налогов в бюджет и при распределении государственных средств путём дотационной поддержки «своих» предприятий, которые зачастую оказываются экономически неэффективными.
Теперь проведём более детальный анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь за последние годы.
В 2000 году политика бюджетных расходов Беларуси была ужесточена. Это было вызвано реализацией Национальным банком Республики Беларусь жёсткой кредитно-денежной и валютной политики, необеспеченностью в полном объёме источниками финансирования запланированных расходов и дефицита бюджета, ростом бюджетной задолженности.
Расходы консолидированного бюджета были профинансированы за 2000 год в сумме 3181145,5 млн. рублей, что составляет 96,0% от уточненного годового плана. В реальном выражении это на 3,9% больше, чем за 1999 год (при росте доходов бюджета за аналогичный период на 12,2%).
Год 2000 не стал исключением в тенденции роста расходов государственных целевых бюджетных фондов. В функциональной структуре расходов государственного бюджета доля государственных целевых бюджетных фондов увеличилась с 14,2% в 1999 году до 17,4% в 2000 году. (см. рис. 8) При выполнении годового плана на 98,1% расходы целевых бюджетных фондов в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом увеличились 27,6%.
Рис. 8 Функциональная структура расходов бюджета
(нарастающим итогом с начала года), %
Кроме того, следует отметить рост удельного веса расходов на образование на 1,4 п.п. (с 16,2% в 1999 г. до 17,6 % в 2000 г.) и здравоохранение и физическую культуру – на 1 п.п. (с 13,2 до 14,2%). В сопоставимых ценах их рост составил соответственно 12,4 и 11,5% по сравнению с 1999 годом. Однако финансирование этих направлений в белорусском бюджете значительно уступает размерам ассигнований бюджетов стран быстрой дезинфляции, как то Чехия, Польша, Эстония.