Характеристика государственных расходов бюджета республики беларусь в современных условиях
В 2000 году продолжает сохраняться тенденция снижения доли реального сектора экономики (с 8,0% в 1999 г. до 7,0% в 2000 г.), расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (с 4,3 до 3,5%) и капитальных вложений (с 5,9 до 5,2%). Как положительнй фактор можно отметить значительное сокращение удельного веса статьи «прочие расходы» в структуре расходов бюджета. По итогам 2000 г. их доля сократилась на 5,2 п.п. по сравнению с 1999 г. (с 9,0 до 3,8%).
В реальном выражении за 2000 г. по сравнению с 1999 г. финансирование промышленности, энергетики и строительства снизилось на 36,6%, сельского хозяйства – на 13,0%, финансирования рыночной инфраструктуры – на 44,9% при реальном росте финансирования транспорта, дорожного хозяйства и связи на 12,1%. Однако для полноты картины следует вспомнить о росте удельного веса расходов целевых бюджетных фондов, львиную долю которых составляют расходы на сельское хозяйство.
За 2000 г. капитальные вложения (без заключительных оборотов) были профинансированы на сумму 165221,5 млн. руб., что в реальном выражении на 8,7% меньше, чем за 1999 г. Выполнение годового плана составило 95,4%, что ниже сложившегося в целом по расходам бюджета на 0,6 процентных пункта.
Республиканский бюджет без учета заключительных оборотов исполнен с дефицитом 17879,98 млн. руб. или 0,2% к ВВП (при годовом плане 1,7% к ВВП). Сложившийся значительно ниже запланированного, уровень дефицита обусловлен недобором источников его финансирования, в первую очередь средств от реализации ГЦБ и внешних источников финансирования.
Что касается года 2001, то с учётом того, что бюджетный 2001 год ещё не закончился анализ по нему проведём за период с января по август. Расходы консолидированного бюджета за январь-август 2001 года профинансированы в сумме 3690416,2 млн. рублей, или 59,0% к годовому плану (за аналогичный период прошлого года - 58,8%).
Функциональная структура расходов государственного бюджета за этот период не претерпела существенных изменений. По-прежнему сохраняется тенденция снижения доли капитальных вложений (с 7,9% в январе-августе 2000 г. до 6,3% в январе-августе 2001 г.), реального сектора экономики (с 6,9% в январе-августе 2000 г. до 6,0% в январе-августе 2001 г.) и доля расходов на пополнение государственных запасов и резервов (с 1,8% до 0,8%). (см. рис. 9) Как новую тенденцию можно отметить снижение доли расходов государственных целевых фондов (с 17,2% в январе-августе 2000 г. до 16,1 % в январе-августе 2001 г.).
Рис. 9 Функциональная структура расходов бюджета, %
В реальном выражении (скорректировано на дефлятор ВВП) прямое государственное финансирование реального сектора экономики снизилось за январь-август текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4%, что обусловлено сокращением расходов на финансирование всех основных отраслей экономики. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прямое финансирование из бюджета промышленности, энергетики и строительного комплекса сократилось на 4,5%, сельского хозяйства - на 10,1%, транспорта, дорожного хозяйства и связи - на 1,2%, а развитие рыночной инфраструктуры - на 39,5%. (см. рис. 10)