Анализ рынка.
В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. Желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность доставки, надёжность поставок, сервисное обслуживание и т. д.
Процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:
определение типа данных, необходимых для анализа;
поиск данных;
анализ данных;
выработка мероприятий, позволяющих на основе этих данных правильно организовать сбыт.
С поиском необходимых для анализа данных дела обстоят трудно, т. к. статистических материалов очень мало, а те, которые есть, не всегда объективны. Тем не менее, используя всю доступную информацию, опыт и может быть, интуицию предпринимателя, нужно чётко ответить на вопросы: «Кто, почему, сколько и когда будет готов покупать продукцию предприятия в настоящее время и в течении ближайших нескольких лет?»
В условиях инфляции, общего спада производства всё более реальным становится явление перепроизводства, поэтому важно показать инвестору, что предприятие знает не только как произвести данную продукцию, но и как эффективно, с большей рентабельностью реализовать её на рынке.
Прежде всего, нужно начать с потенциальной ёмкости рынка (история развития рынка, находится ли рынок на стадии подъёма или нет), т. е. определить будущую стоимость товаров, которые покупатели могут купить за определённый промежуток времени. Это зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное, экономических, в том числе уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции. Наличия ранее купленных товаров аналогичного назначения и т. п. Когда потенциал рынка изучен, нужно определить тот сегмент рынка, который будет главным для данного предприятия, т. е. не кого ориентирована продукция предприятия. После этого проводится описание структуры клиентуры (заказчиков) внутри этого сегмента.
Возможные критерии сегментации рынка по группам:
Заказчики – физические лица (возраст, пол, социальная принадлежность, образование, уровень дохода, стиль жизни);
Заказчики-предприятия (сфера деятельности, местонахождение, инвестиционный климат в отрасли – потребителе продукции, финансовая устойчивость заказчика, налоговые льготы и др.);
Заказчик-государство.
Для каждой группы нужно отметить, что является для неё главным стимулом покупки именно данной продукции.
После того, как определено примерное количество будущих клиентов, можно сделать прогноз объёмов продаж, т. е. сколько реально можно продать продукции при имеющихся условиях деятельности предприятия. Причём нужно показать, как эти данные будут меняться как минимум в течение первых 3-х лет (таблица 1).
Таблица 1.
Прогнозные объёмы продаж по сегментам рынка[2]
Вид продукции |
Ед. изм. |
Объём производства по периодам | ||||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I п/г |
II п/г | |||
Продукция А: потребитель X потребитель Y и т. д. | ||||||||
Итого | ||||||||
Продукция Б: потребитель X потребитель Y и т. д. | ||||||||
Итого | ||||||||
и т. д. |