Сущность и задачи стратегического планирования
В случае каждой конкретной фирмы процесс стратегического планирования является уникальным, и невозможно дать никакого универсального совета, кроме одного: “Планированием нужно заниматься”. В небольших компаниях формулировка стратегии и возможных путей ее реализации идет на неформальном уровне и обычно не “проявляется” на бумаге. Для крупных же фирм имеет смысл разработать полноценный документ — план реализации стратегии. При этом руководство может придерживаться одного из четырех известных подходов к формированию стратегии.
Подход главного стратега. Руководитель занимает лидирующую позицию в разработке и внедрении стратегии.
Подход перепоручения. Руководитель поручает работу специально созданному подразделению (службе) планирования, а сам выступает в роли куратора.
Подход сотрудничества. Руководитель работает в тесном контакте с представителями всех сторон, заинтересованных в реализации стратегии.
Подход энтузиастов. В этом случае генеральная стратегия компании складывается на основе стратегических предложений (инициатив) энтузиастов — работников компании, линейных менеджеров и т. д.
Успешное внедрение стратегического планирования возможно в случае:
• создания эффективной внутрифирменной информационной системы;
• построения организационной структуры, способной реализовать стратегию;
• концентрации бюджетных и управленческих ресурсов на направлениях, важных с точки зрения стратегического успеха;
• мотивации работников и при необходимости изменении сложившейся должностной структуры и основополагающих принципов работы на фирме с целью привести их в соответствие с требованиями реализации стратегии:
• создания внутрифирменной культуры и рабочего климата, ориентированного на успешную реализацию стратегии;
• внедрения внутренней системы поддержки стратегических инициатив работников;
• наличия устойчивой позиции и авторитета руководителя фирмы, управляющего процессом реализации стратегии и вносящего необходимые коррективы. Безусловный признак успеха компании — это умение делать что-либо в своей области лучше конкурентов. Руководство должно быть ориентировано на создание устойчивого имиджа уникальности продукции компании. Это не означает, что каждый месяц нужно выходить на рынок с принципиально новым продуктом. Главное — постоянное развитие и совершенствование продукции, производственных и бизнес-процессов. Находясь в контакте с потребителем, можно обнаружить огромное поле деятельности для улучшений.
Ни одна самая хорошая схема стратегического планирования не принесет желаемого результата, никакая перестройка оргструктуры существенно не повысит эффективность компании, если не будет задействована самая великая сила — легендарный “человеческий фактор”. Также нам всегда следует помнить о том, что единого универсального рецепта успеха не существует. Каждая компания сама определяет для себя, что такое успех и как его добиваться /4/.
Несомненно, в условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Особенно важна четко сформулированная стратегия, для продвижения новшеств (см. главу №3).
В свою очередь, каждая организация (малая, большая) должна придерживаться определенной процедуры формирования общих и частных целей. Общая цель определяет процедуру, этапы разработки частных целей. Формулировку и этапность разработки общей и частных целей можно изложить в следующей последовательности:
Общая цель.
Частные цели:
долгосрочные;
среднесрочные;
краткосрочные.