Сущность и задачи стратегического планирования

В случае каждой конкретной фирмы процесс стратегического планирования является уни­кальным, и невозможно дать никакого универсального совета, кроме одного: “Планированием нужно заниматься”. В неболь­ших компаниях формулировка стратегии и возможных путей ее реализации идет на неформаль­ном уровне и обычно не “прояв­ляется” на бумаге. Для крупных же фирм имеет смысл разрабо­тать полноценный документ — план реализации стратегии. При этом руководство может придер­живаться одного из четырех из­вестных подходов к формирова­нию стратегии.

Подход главного стратега. Ру­ководитель занимает лидирую­щую позицию в разработке и внедрении стратегии.

Подход перепоручения. Руково­дитель поручает работу специ­ально созданному подразделе­нию (службе) планирования, а сам выступает в роли куратора.

Подход сотрудничества. Руко­водитель работает в тесном кон­такте с представителями всех сторон, заинтересованных в реализации стратегии.

Подход энтузиастов. В этом случае генеральная стратегия компании складывается на ос­нове стратегических предложе­ний (инициатив) энтузиастов — работников компании, линей­ных менеджеров и т. д.

Успешное внедрение стратеги­ческого планирования возмож­но в случае:

• создания эффективной внутри­фирменной информационной системы;

• построения организационной структуры, способной реализо­вать стратегию;

• концентрации бюджетных и уп­равленческих ресурсов на направлениях, важных с точки зре­ния стратегического успеха;

• мотивации работников и при не­обходимости изменении сложив­шейся должностной структуры и основополагающих принципов работы на фирме с целью привес­ти их в соответствие с требова­ниями реализации стратегии:

• создания внутрифирменной куль­туры и рабочего климата, ориен­тированного на успешную реали­зацию стратегии;

• внедрения внутренней системы поддержки стратегических ини­циатив работников;

• наличия устойчивой позиции и ав­торитета руководителя фирмы, управляющего процессом реали­зации стратегии и вносящего не­обходимые коррективы. Безусловный признак успеха компании — это умение делать что-либо в своей области лучше конкурентов. Руководство долж­но быть ориентировано на со­здание устойчивого имиджа уни­кальности продукции компании. Это не означает, что каждый месяц нужно выходить на рынок с принципиально новым про­дуктом. Главное — постоянное развитие и совершенствование продукции, производственных и бизнес-процессов. Находясь в контакте с потребителем, можно обнаружить огромное поле дея­тельности для улучшений.

Ни одна самая хорошая схема стратегического планирования не принесет желаемого результа­та, никакая перестройка оргструктуры существенно не повы­сит эффективность компании, если не будет задействована самая великая сила — легендарный “челове­ческий фактор”. Также нам всегда следует помнить о том, что единого универсального рецепта успе­ха не существует. Каждая компа­ния сама определяет для себя, что такое успех и как его доби­ваться /4/.

Несомненно, в условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Особенно важна четко сформулированная стратегия, для продвижения новшеств (см. главу №3).

В свою очередь, каждая организация (малая, большая) должна придерживаться определенной процедуры формирования общих и частных целей. Общая цель определяет процедуру, этапы разработки частных целей. Формулировку и этапность разработки общей и частных целей можно изложить в следующей последовательности:

Общая цель.

Частные цели:

долгосрочные;

среднесрочные;

краткосрочные.

Перейти на страницу: 1 2 3 4