Творческое развитие личности детей и подростков в библиотеках.
Фактором резко сокращающим время поиска информации, должны стать современные компьютерные технологии. Допустим, нужно узнать, где и в каких контекстах о каком-либо философском вопросе говорили крупнейшие мыслители древности. Можно в течение многих месяцев перелистывать сотни книг. Электронно информационно-поисковая система способна отвечать на такие запросы спустя несколько минут. Более того, можно распечатать список книг с указанием глав, параграфов или страниц. Таким образом, время тратиться только на содержательную работу с книгой, на проникновение в идеи источников, на их осмысление.
Вторая очень серьезная проблема связана с предыдущей – это организация свободного доступа к информации и документам в стенах библиотеки. Человек получает доступ к культуре отнюдь не тогда, когда его обязывают прочитать или запомнить огромное колличество материала. Человек должен жить в культуре, личностно проявляться в ней мыслить оценивать ситуацию, делать выбор, стремится к истине. А истина – это доступ к фактам и источникам, формирование рефлексии и критического мышления, умения работать с источником. Библиотека обязана обеспечивать читателю ознакомление с альтернативными концепциями, идеями, толкованиями фактов или феноменов культуры. На это должны быть направлены усилия по раскрытию фонда, ориентирован справочно-поисковый аппарат.
Таким образом библиотека выживет и будет востребованной только тогда, когда она станет подлинным культурным, информационным и образовательным центром, получающим, хранящим и распространяющим всевозможные источники информации, способные удовлетворить любые запросы своих пользователей. /3, с 22-23./
В ЦБС «Кунцево» разработана программа «Все дети талантливы», которая находит применение в настоящем времени.
ПРОГРАММА «ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ»
1.Назанчение и цели
Программа разработана в целях содействия социальному, духовному, моральному благополучию и творческому развитию детей.
Программа предполагает:
1.Объединение всех организаций, работающих с детьми (библиотек, культурных центров, детских содов, школ, лицеев, гимназий), смей, творческих союзов, специалистов, психологов, педагогов, художников, артисов, музыкантов; ассоциаций, благотворительных фондов в целях взаимодействия по выявлению, поддержанию одаренности и развитию потенциальных творческих возможностей детей.
2.Создание модели «Свободная библиотека», предоставляющей возможность детям заниматься теми видами деятельности, которые для них наиболее интересны.
3.Расширение круга интересов и развития детей; исследование новых направлений познавательной деятельности.
Ориентация детей на поиск новых форм индивидуальной деятельности, самостоятельной исследовательской активности.
2.Основные задачи библиотек.
2.1.Организуют оптимальную структуру, приспосабливая пространство и помещение к интересам и потребностям зоны с учетом вида возможных увлечений и занятий детей.
Обеспечивают соответствующим оборудованием и современными телекоммуникационными средствами.
2.2.Представляют права и свободу выбора занятий, проведение досуга по интересам и желаниям детей.
2.3.Представляют права и свободу выбора источников информации для чтения и образования, обеспечивая пользователей печатными, ауди-визуальными материалами и информационным обслуживанием.
2.4.Формируют специализированные фонды многоотраслевой литературы, АВ-материалы, микрофиши, электронные базы данных на компакт-дисках, компьютерные игры, игры для интеллектуального развития.
2.5.Признают ребенка как личность и предоставляют возможность межвозрастного общения в клубах, студиях, кружках, досуговых мероприятиях; развивают любовь к чтению и художественное восприятие, открывают возможности для конструктивного творчества.