Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой
В последние годы почти три десятка государств, разных по уровню развития, масштабам, структуре экономики и национальным традициям, столкнулись с проблемами, порожденными кризисом позднего социализма и трудным периодом постсоциалистического развития. За это время в них сменились десятки правительств от ультралиберальных до последовательно коммунистических, были опробованы разнообразные варианты экономической и финансовой политики, достигнуты определенные результаты. При всем различии национальных траекторий перехода к рыночной экономике внимательное изучение накопленного опыта позволяет выявить некоторые общие тенденции. Серьезное обсуждение политико-экономических проблем любой постсоциалистической страны без учета подобных закономерностей сегодня уже невозможно.
Специфика политико-экономических систем постсоциалистических обществ формируется и с учетом реализованных на практике траекторий перехода к рынку: здесь ведущую роль играют различия в темпах реформ, избранные варианты структурных преобразований, продолжительность периода высокой инфляции. Представляется, что ключевым здесь является анализ взаимосвязи темпов дезинфляции с эволюцией бюджетной и денежной системы постсоциалистических стран.
В первые годы реформ вопрос о том, является ли денежная стабилизация необходимой предпосылкой восстановления экономического роста или, напротив, только рост объема позволяет стабилизировать финансы и денежное обращение, широко дискутировался в экономической литературе. К настоящему времени этот вопрос прояснился. На основе анализа данных, характеризующих развитие стран Латинской Америки,
Азии
и Африки, доказано, что высокая (превышающая 40% годовых) инфляция создает серьезные препятствия на пути экономического роста. Последние исследования показывают, что данный вывод в полной мере относится и к постсоциалистическим странам. В подавляющем большинстве случаев рост ВВП начинается лишь после того, как при помощи проведения соответствующей денежной политики удается подавить инфляцию до достаточно низких значений. Быстрая дезинфляция самым благоприятным образом сказывается затем и на государственных финансах.
Таблица 1.
Инфляция (на конец года) в странах быстрой дезинфляции
(к предыдущему году)
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Албания |
--- |
104,1 |
236,6 |
30,9 |
15,8 |
6,0 |
17,4 |
42,1 |
Венгрия |
33,4 |
32,2 |
21,6 |
21,1 |
21,2 |
28,3 |
19,8 |
18,4 |
Латвия |
--- |
262,0 |
959,0 |
35,0 |
26,0 |
23,1 |
13,1 |
7,0 |
Польша |
249,0 |
60,4 |
44,3 |
37,6 |
29,4 |
21,6 |
18,5 |
13,2 |
Чехия |
18,4 |
52,0 |
12,7 |
18,2 |
9,7 |
7,9 |
8,6 |
10,0 |
Словакия |
18,4 |
58,3 |
9,1 |
25,1 |
11,7 |
7,2 |
5,4 |
6,4 |
Словения |
105,0 |
247,1 |
92,9 |
22,8 |
19,5 |
9,0 |
9,0 |
8,8 |
Эстония |
--- |
304,0 |
954,0 |
36,0 |
42,0 |
29,0 |
15,0 |
12,0 |