Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой

В последние годы почти три десятка государств, разных по уровню развития, масштабам, структуре экономики и национальным традициям, столкнулись с проблемами, порожденными кризисом позднего социализма и трудным периодом постсоциалистического развития. За это время в них сменились десятки правительств от ультралиберальных до последовательно коммунистических, были опробованы разнообразные варианты экономической и финансовой политики, достигнуты определенные результаты. При всем различии национальных траекторий перехода к рыночной экономике внимательное изучение накопленного опыта позволяет выявить некоторые общие тенденции. Серьезное обсуждение политико-экономических проблем любой постсоциалистической страны без учета подобных закономерностей сегодня уже невозможно.

Специфика политико-экономических систем постсоциалистических обществ формируется и с учетом реализованных на практике траекторий перехода к рынку: здесь ведущую роль играют различия в темпах реформ, избранные варианты структурных преобразований, продолжительность периода высокой инфляции. Представляется, что ключевым здесь является анализ взаимосвязи темпов дезинфляции с эволюцией бюджетной и денежной системы постсоциалистических стран.

В первые годы реформ вопрос о том, является ли денежная стабилизация необходимой предпосылкой восстановления экономического роста или, напротив, только рост объема позволяет стабилизировать финансы и денежное обращение, широко дискутировался в экономической литературе. К настоящему времени этот вопрос прояснился. На основе анализа данных, характеризующих развитие стран Латинской Америки,

Азии

и Африки, доказано, что высокая (превышающая 40% годовых) инфляция создает серьезные препятствия на пути экономического роста. Последние исследования показывают, что данный вывод в полной мере относится и к постсоциалистическим странам. В подавляющем большинстве случаев рост ВВП начинается лишь после того, как при помощи проведения соответствующей денежной политики удается подавить инфляцию до достаточно низких значений. Быстрая дезинфляция самым благоприятным образом сказывается затем и на государственных финансах.

Таблица 1.

Инфляция (на конец года) в странах быстрой дезинфляции

(к предыдущему году)

Страны

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Албания

---

104,1

236,6

30,9

15,8

6,0

17,4

42,1

Венгрия

33,4

32,2

21,6

21,1

21,2

28,3

19,8

18,4

Латвия

---

262,0

959,0

35,0

26,0

23,1

13,1

7,0

Польша

249,0

60,4

44,3

37,6

29,4

21,6

18,5

13,2

Чехия

18,4

52,0

12,7

18,2

9,7

7,9

8,6

10,0

Словакия

18,4

58,3

9,1

25,1

11,7

7,2

5,4

6,4

Словения

105,0

247,1

92,9

22,8

19,5

9,0

9,0

8,8

Эстония

---

304,0

954,0

36,0

42,0

29,0

15,0

12,0

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6