Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой
Национальные политические элиты некоторых постсоциалистических стран оказались способными осознать данную закономерность и реализовали энергичную программу дезинфляции. (см. табл. 1) Именно эти страны раньше всех начали наращивать объемы производства. (см. табл. 2)
Таблица 2.
Темпы роста (падения) ВВП в странах быстрой дезинфляции
(к предыдущему году).
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Албания |
-10.0 |
-27,7 |
-7,2 |
9,6 |
9,4 |
8,9 |
9,1 |
-7,0 |
Венгрия |
-3,5 |
-11,9 |
-3,1 |
-0,6 |
2,9 |
1,5 |
1,3 |
4,0 |
Латвия |
2,9 |
-10,4 |
-34,9 |
-14,9 |
0,6 |
-0,8 |
3,3 |
6,0 |
Польша |
-11,6 |
-7,0 |
2,6 |
3,8 |
5,2 |
7,0 |
6,1 |
6,9 |
Чехия |
-1,2 |
-11,5 |
-3,3 |
0,6 |
3,2 |
6,4 |
3,9 |
1,2 |
Словакия |
-2,5 |
-14,6 |
-6,5 |
-3,7 |
4,9 |
6,9 |
6,6 |
5,7 |
Словения |
-4,7 |
-8,9 |
-5,5 |
2,8 |
5,3 |
4,1 |
3,1 |
3,7 |
Эстония |
-8,1 |
-13,6 |
-14,2 |
-9,0 |
-2,0 |
4,3 |
4,0 |
10,9 |
В других правительствах в течение длительного периода пытались решать проблемы выхода из кризиса за счет ускорения темпов роста денежной массы, обосновывая это заботой о поддержании производства и решении социальных проблем. (см. табл. 3)
Результаты были стандартными, хорошо описанными в литературе, посвященной экономике популизма: ускорение инфляции, бегство от национальных денег, резкое падение валютного курса, долларизация экономики, усиление социальной дифференциации и дальнейшее падение производства.
Таблица 3.
Инфляция (на конец года) в странах медленной дезинфляции (к предыдущему году) 1990 - 1997гг.
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Азербайджан |
--- |
126,0 |
1395,0 |
1294,0 |
1788,0 |
84,5 |
6,5 |
0,4 |
Армения |
--- |
--- |
--- |
10896,0 |
1885,0 |
31,9 |
5,8 |
21,8 |
Беларусь |
--- |
93,0 |
1559,0 |
1996,0 |
1960,0 |
244,0 |
39,3 |
63,4 |
Грузия |
5,0 |
--- |
1177,0 |
7488,0 |
6474,0 |
57,0 |
14,3 |
7,1 |
Казахстан |
105,0 |
137,0 |
2984,0 |
2169,0 |
1160,0 |
60,4 |
28,6 |
11,3 |
Кыргызстан |
--- |
170,0 |
1259,0 |
1363,0 |
95,7 |
31,9 |
35,0 |
14,7 |
Литва |
--- |
345,0 |
1161,0 |
189,0 |
45,0 |
35,5 |
13,1 |
8,5 |
Македония |
121,0 |
230,0 |
1925,0 |
230,0 |
55,0 |
9,0 |
-0,6 |
2,7 |
Молдова |
--- |
151,0 |
2198,0 |
837,0 |
116,0 |
23,8 |
15,1 |
11,2 |
Россия |
--- |
161,0 |
2506,1 |
840,0 |
204,4 |
128,6 |
21,8 |
10,9 |
Румыния |
37,7 TD> |
222,8 |
199,2 |
295,5 |
61,7 |
27,8 |
56,9 |
151,4 |
Таджикистан |
--- |
204,0 |
1364,0 |
7344,0 |
1,1 |
2133,0 |
40,5 |
163,6 |
Туркменистан |
--- |
155,0 |
644,0 |
9750,0 |
1328,0 |
1262,0 |
446,0 |
22,0 |
Узбекистан |
--- |
169,0 |
910,0 |
885,0 |
1281,0 |
117,0 |
64,0 |
50,0 |
Украина |
--- |
161,0 |
2730,0 |
10155,0 |
401,0 |
182,0 |
40,0 |
10,0 |
Хорватия |
136,0 |
250,0 |
938,0 |
1149,0 |
-3,0 |
3,8 |
3,4 |
3,8 |