Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой
Рис. 5 Расходы бюджета расширенного правительства в Польше и Румынии в 1991-1997 гг (в % ВВП) |
Крах социалистической экономики открыл в своё время так называемый период «чрезвычайной политики», когда традиционные лобби (особенно отраслевые) были дезориентированы, не успели приспособиться к радикально изменившимся условиям, и границы экономико-политического маневра резко расширились. В это время открывалась возможность проведение политики максимально жесткого сокращения дотационной нагрузки на бюджет (см. табл. 7).
Таблица 7
Государственные расходы на субсидии в отдельных
восточноевропейских странах (в % к ВВП)
Страны |
1989г. |
1990 г. |
1991 г. |
1992г. |
1993г. |
Чехословакия Польша Венгрия |
25,0 12,9 12.1 |
16,2 7,3. 9,9 |
7,7 5,1 8,0 |
5,0 3,3 5,8 |
- 2,2 4,8 |
В государствах, где проводились радикальные реформы и стабилизация была осуществлена при относительно высоком уровне государственных расходов, это оставляло свободу маневра не только для стабилизации, но в ряде случаев и для роста доли социальных расходов в ВВП (см. табл. 8).
Таблица 8.
Доля расходов и пенсионное обеспечение в ВВП отдельных постсоциалистических стран (в %)
в период первоначальных реформ
Страны |
1989г. |
1990г. |
1991г. |
1992г. |
1993г. |
1994 |
1995 |
Россия Польша Венгрия Эстония Латвия Литва |
5.9 8,2 9,1 6,3 4,9 |
6,0 8,1 9,0 5,8 5.5 |
6,6 12,2 10,6 7,8 6,1 |
4.9 14,7 11.0 5,3 6.2 5,8 |
6.4 14,9 11,0 6,6 9,6 5,1 |
5,9 15,8 11.5 6.5 9,8 6,9 |
5,3 15,5 7,0 10.3 7,4 |
В тех странах, где процесс преобразований был растянутым, постепенным, открывшееся в результате краха социализма «окно возможностей» использовалось существенно слабее. Здесь к моменту, когда политическая элита, наконец, осознает необходимость торможения инфляции и предпринимает соответствующие меры, отраслевые лобби уже успевают перестроиться, приспособиться к новым условиям. Отсюда - намного большие трудности бюджетной рестрикции; попытки сокращения объемов дотирования встречают мощное сопротивление. В результате на этапе завершения стабилизации государственные доходы в этих странах оказываются гораздо ниже, чем в странах, где проводились радикальные реформы, а дотационная нагрузка - выше. В такой ситуации тяжесть сокращения государственных расходов ложится главным образом на социальные программы, возможности финансирования которых в конечном счете оказываются значительно ниже (см. табл. 8 и рис. 6).
Рис. 6 Расходы на пенсионное обеспечение (в % к ВВП).
Таким образом, характерными особенностями отложенной стабилизации становятся более жесткая заданность бюджетной политики, предельно ограниченные возможности внутреннего финансирования дефицита бюджета, вынужденная радикальная рестрикция государственных расходов, в первую очередь за счет их социальной компоненты. Высокая инфляция вызывает существенно более глубокое расслоение общества по уровню доходов и повышение показателей неравенства по сравнению со странами быстрой дезинфляции. В сочетании с более значительным сокращением расходов бюджета это предопределяет резкий рост доли бедных в численности населения и невозможность государства реально осуществить поддержку незащищенных слоёв населения. Напротив, радикальная политика дезинфляции обеспечивает существенно большую свободу финансового маневра, позволяет стабилизировать на высоком уровне бюджетные расходы и увеличить финансирование социальных программ.