Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой

Таковы основные положения программ реформирования переходной экономики, предлагаемые «правыми», рыночными экономистами, в частности Е.Т. Гайдаром. Однако справедливости ради следует отметить, что существуют и иные мнения о первичных направлениях реформируемых экономик. Альтернативный подход к проблеме – «левый». Одним из наиболее известных приверженцев такого подхода является Гжегож Колодко (вице-премьер и министр финансов Республики Польша в 1994 – 1997 годах). Республика Беларусь осуществляет финансово-бюджетную политику именно в «левом» направлении, и не в последнюю очередь потому, что левая альтернатива в некоторых случаях оказалась более успешной, чем шокотерапия.

Среди 30 переходных экономик только в нескольких не произошло резкого снижения доли государственных расходов в ВВП в 90-е годы - в Эстонии, во Вьетнаме и в странах Центральной Европы (Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии); менее резко, чем в других странах, снизилась доля государственных расходов в ВВП в Узбекистане и Беларуси. Нетрудно заметить, что все перечисленные страны обнаруживают и самую благоприятную динамику ВВП: в Центральной Европе в 2000 году ВВП превысил предкризисный уровень 1989 года. Узбекистан, Беларусь и Эстония (именно в этом порядке) к 2000 году ближе других бывших советских республик подошли к восстановлению предкризисного уровня производства, во Вьетнаме трансформационного спада вообще не было.

Основываясь на подобных рассуждениях «левые» экономисты представляют политику государственных расходов первичным звеном экономических реформ. «Левые» считают, что динамика государственных расходов в переходный период оказывается со всех точек зрения более важным фактором успешной трансформации, чем скорость реформ. Резкое сокращение государственных расходов - верный путь к коллапсу институтов и глубокому падению производства, сопровождающемуся углублением социального неравенства и макроэкономическим популизмом. Ни чуть не оспаривая такие факты, автор всё же придерживается позиций Е.Т. Гайдара. Выше уже было доказано, что не расходы бюджета прямо влияют на развитие производства и здоровье экономики, а сами напрямую зависят от направления реформ и способности политических элит осуществить жёсткую кредитно-денежную политику, не допустить создания мягких бюджетных ограничений в реформируемом государстве, произвести структурную перестройку расходов собственного бюджета. И все постсоциалистические государства демонстрируют неоспоримость данной теории, разработанной известными экономистами-рыночниками. При этом, как показали исследования, реальный рост государственных расходов в подавляющем большинстве случаев присущ именно тем государствам, которые выбрали для себя быстрый путь к рынку. Такие государства в итоге оказываются намного более социально ориентированными, чем те государства, которые, пренебрегая законами экономики, продолжают строить «социализм».

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7