Маркетинговый план.
План маркетинга – план мероприятий по достижению намеченного объёма продаж и получению максимальной прибыли путём удовлетворения рыночных потребностей. В этом разделе должна быть соблюдена чёткая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальности и адресности продукции, услуг, высококачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надёжность, стабильность и т. п.).
Если объектом бизнеса является предприятие или СЦХ, то рекомендуется разработать стратегию его развития (интенсивный рост, интеграционный рост (вертикальная интеграция) или диверсификационный рост).
Разрабатывая стратегию развития предприятия, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологических запросов и мотиваций потребителей и прочее) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным ситуациям путём разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание (таблица 4).
Таблица 4.
Маркетинговая стратегия предприятия[6]
Наименование продукции |
Сегмент рынка по продуктам |
Состояние спроса (по видам маркетинга) |
Тип маркетинга |
Стадия жизненного цикла |
Каналы распределения |
Маркетинговая политика |
Маркетинговые действия | |||
товарная |
ценовая |
сбытовая |
сервисная | |||||||
Особое внимание должно быть уделено товарной и целевой политике с отслеживанием конкурентов. При этом необходимо определить и обобщить главные трудности по вхождению в данные сферы бизнеса, наметить пути их преодоления.
Ключевой вопрос маркетингового плана: «Каков комплекс маркетинга и как он приведёт к успеху?»
Раздел должен содержать следующее:
Определение основной стратегии развития объекта бизнеса.
Маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка.
Товарная стратегия.
Кратко- и долгосрочные цели в принятой политике ценообразования.
Методы установления цен на продукцию и цены конкурентов.
Соответствие предполагаемых цен тому имиджу, который создаётся для объекта бизнеса.
Определяющие факторы для выбора каналов распределения (профиль заказчика, географическое положение, таможенные ограничения, сезонные условия и т. д.).
Виды транспорта, которые используются, наличие транспорта на предприятии.
Наличие складской сети на предприятии, ёмкость складов.
Использование «фирменного стиля» и товарных знаков.
Виды рекламы на предприятии и их действенность.
Используемые методы стимулирования продаж.
Организация пред- и послепродажного сервиса и как он организован у конкурентов.
Сравнение своих цен на сервисные услуги и их качества с ценами и качеством услуг у конкурентов.
План производства.
Если объектом бизнеса является продукция, то раздел начинается с описания производственного процесса с указанием операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, местоположение и адрес). Производственный процесс изготовления продукции с указанием его структуры по трудоёмкости может быть представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Структура производственного процесса по трудоёмкости[7]
Наименование продукции |
Вид работ, %* | |||
механическая обработка |
сварка |
сборка |
другие | |