Методический подход к разработке стратегии развития предприятия[3]
Нельзя абсолютно точно предсказать будущие действия конкурентов, но можно приблизиться к пониманию их подходов. В основе анализа лежит оценка сегодняшнего положения конкурентов, тенденций его изменения и используемой конкурентной стратегии. Стадии проведения анализа каждого конкурента:
1. Оценка масштаба конкуренции.
2. Оценка стратегических намерений.
3. Цели относительно рыночной доли.
4. Конкурентные положения.
5. Характер действий на рынке.
6. Конкурентная стратегия.
После рассмотрения деятельности ближайших конкурентов, у аналитиков появляются возможности достаточно уверенно спланировать возможные конкретные шаги конкурентов, сегмент рынка, где следует ожидать атаки задействованные инструменты конкуренции (цены, реклама и т. п.) и другие параметры. Когда проясняются возможные действия ближайших конкурентов, тогда появляется возможность планировать систему ответных мер для поддержки собственной стратегии или меры, направленные на усиление собственной стратегии, если положение конкурентов позволяет это сделать.
Шестой этап конкурентного анализа отрасли – определение ключевых факторов успеха (КФУ). КФУ – общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Аналитикам необходимо выделить 3 – 5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например, путём ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли. Именно они должны лечь в основу стратегии предприятия.
1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:
· опыт организации научных исследований (важен в отраслях высокой технологии);
· способность быстрого осуществления технологических и/или организационных нововведений;
· наличие опыта работы с передовыми технологиями.
2. КФУ, связанные с организацией производства:
· низкие издержки производства;
· высокое качество производимых товаров;
· высокая фондоотдача (для фондоёмких отраслей);
· выгоды, связанные с местоположение предприятия;
· наличие доступа к высококвалифицированной рабочей силе;
· отлаженное партнёрство с хорошими поставщиками;
· высокая производительность труда (для трудоёмких отраслей);
· низкие издержки на НИОКР и технологическую подготовку производства;
· гибкость в производстве различных моделей и типоразмеров, возможность учёта индивидуальных запросов покупателей.
3. КФУ, основанные на маркетинге:
· хорошо организованная собственная производственная распределительная сеть или наличие твёрдых партнёрских отношений с независимой распределительной сетью;
· низкие издержки распределения; быстрая доставка;
· хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;
· доступный и хорошо организованный сервис;
· аккуратное выполнение заказов;
· широта ассортимента и возможность выбора товаров;
· привлекательная, надёжная и удобная упаковка;
· наличие гарантий на товары и гарантий выполнения обязательств.
4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом: