Методический подход к разработке стратегии развития предприятия[3]
Следующий этап – сравнительный анализ издержек предприятия. Важный аспект конкурентоспособности предприятия – более низкие издержки в сравнении с аналогичными издержками конкурентов или близкие к ним. Несмотря на то, что подобную информацию предприятия-конкуренты пытаются скрывать, отдельные параметры издержек всё равно становятся известными. Задачей этого этапа является сравнение не отдельных статей издержек, а 2-х полных структур издержек – совей и конкурента. Решение этой задачи – в значительной степени искусство, умение выдвигать обоснованные предложения в условиях неполной информации.
Сравнение структуры своих издержек и издержек конкурента даёт возможность определить необходимые шаги для оптимизации своих издержек и заложить их в стратегию предприятия. При этом можно использовать классификацию издержек по статьям себестоимости, но более продуктивно представление издержек через прямые издержки, операционные и торгово-административные, как принято в международной практике. Тогда структура издержек может выглядеть так:
1. Затраты на производство. А) Прямые затраты – всего, В том числе: сырьё, материалы; комплектующие; прямая заработная плата; упаковка; Б) Другие затраты – всего, В том числе: амортизация; реклама; выплата процентов по кредитам; |
другие операционные и торгово-административные издержки. 2. Прибыль. 3. Цена производителя. 4. НДС. 5. Цена с НДС. 6. Средняя наценка в оптовой торговле. 7. Средняя оптовая цена. 8. Средняя наценка в розничной торговле. 9. Средняя розничная цена. |
Если какие-то специфические статьи операционных и торгово-административных затрат представляют собой интерес в конкретной отрасли или для конкретного предприятия, они могут быть выделены отдельной строкой.
Все виды затрат можно разделить на 3 группы:
1) затраты, связанные с закупками у поставщиков;
2) затраты, связанные с производством;
3) затраты, связанные с распределением.
В случае, когда сравнительный анализ издержек показывает превосходство конкурентов по каким-то группам затрат, должны быть разработаны меры по снижению затрат в группе в целом по всем направлениям, где это возможно.
Если для предприятия наибольшее значение приобретает снижение затрат, связанных с закупками у поставщиков, то эта задача может решаться по следующим направлениям:
- переговоры с поставщиками о более приемлемых ценах;
- оказание помощи поставщикам для снижения их издержек;
- вертикальная интеграция как способ установить контроль над издержками;
- использование более дешёвых товаров-заменителей;
- экономия транспортных расходов на доставку сырья и материалов;
- экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках, если невозможно снижение затрат по данной группе.
Если предприятие имеет повышенные затраты на этапе производства, тогда должны быть проанализированы возможности:
- экономия по всем функциональным бюджетам (маркетинг, НИОКР и др.);