Методический подход к разработке стратегии развития предприятия[3]
· профессиональное превосходство, признанный талант;
· обладание секретами производства;
· умение создавать оригинальный и привлекательный дизайн товаров;
· наличие опыта в определённой технологии; использование умной захватывающей рекламы;
· умение быстро разрабатывать и продвигать новую продукцию.
5. КФУ, связанные с организацией и управлением:
· наличие эффективных и надёжных информационных систем;
· способность руководства быстро реагировать на изменения рынка;
· опытная в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированная управленческая команда.
6. Другие КФУ:
· наличие хорошей репутации у потребителей;
· доступ к финансовому капиталу и др.
Оценки перспектив развития отрасли – заключительный этап в анализе отрасли. Его задача – обобщить результаты, полученные на предыдущих этапах, и выработать интегрированную картину перспектив развития отрасли, как краткосрочных, так и долговременных.
Особое внимание должно быть уделено следующим оценкам:
1. Потенциал роста отрасли.
2. Имеют ли преобладающие движущие силы отрасли благоприятный характер для всей отрасли и отдельных стратегических групп.
3. Возможность входа или выхода крупных фирм и вытекающие отсюда последствия.
4. Стабильность спроса на продукции. Отрасли и факторы, обуславливающие его колебания в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, сезонность, фаза жизненного цикла отрасли, наличие товаров-заменителей).
5. Каковы тенденции изменения сил конкуренции.
6. Серьёзность и сложность проблем, с которыми сталкивается отрасль в целом.
7. Степень неопределённости будущего отрасли и связанная с ним оценка риска инвестиций.
8. Превосходит ли прогнозный уровень средней рентабельности в отрасли аналогичный показатель по народному хозяйству или нет.
Общий вывод относительно перспектив развития отрасли в целом может быть более или менее привлекателен. У конкретного предприятия могут существовать свои дополнительные критерии привлекательности отрасли. Даже если ситуация в отрасли ухудшается, в отдельных случаях это может пойти на пользу каким-то предприятиям, помочь им осуществлять свои стратегии.
Второй раздел разработки стратегии – анализ состояния предприятия, который состоит из 5-ти этапов. Первый этап – оценка сегодняшней стратегии.
Стратегия предприятия может быть представлена с разной степенью детализации. При анализе успешности анализируются параметры:
· цели, задачи, общая стратегия;
· сферы конкуренции предприятия;
· функциональные стратегии: производство, маркетинг, НИОКР, финансы, персонал и другие;
· последние действия по реализации стратегии: ценовая и рекламная политика, подготовка новой продукции, выход на новые рынки и т. д.;
Обобщённые показатели успешности действующей стратегии:
1) увеличение/уменьшение доли рынка;
2) изменение рентабельности;
3) динамика объёма чистой прибыли;
4) окупаемость капиталовложений;
сравнение темпов роста продаж фирмы и роста фирмы в целом.
Если стратегия в целом успешна, это не означает, что нет необходимости внести коррективы в её отдельные элементы. Процесс стратегического управления включает активную обратную связь и корректировку, в случае необходимости, элементов стратегического плана.