Маркетинг - микс: оптимизация работы библиотеки.
Технология электронного копирования и доставки довольно проста. Как и раньше, все начинается с поиска читателем библиографических данных изданий в библиотечных каталогах, но в каталогах электронных. Электронные каталоги теперь не редкость даже для нашей страны, не говоря уже о западных библиотеках. Имея доступ к Интернет, можно осуществлять поиск в многомиллионных электронных каталогах и базах данных (БД) разных стран. А для тех библиотек, которым пока недоступен Интернет, вполне подойдут библиографические базы данных на компакт-дисках (СD ROM). Все крупнейшие национальные библиотеки мира и многие издательства выпускают CD ROM со своими базами данных. Например, Библиотека конгресса США, британская и Немецкая национальные библиотеки, объединение французских издателей и многие другие. /10, с 3-17./
Итак, читатель определил источники, которые ему необходимы. Но ведь находятся они далеко. Сегодня есть возможность передать заказ на копию в специализированный центр, который занимается электронной доставкой. Как правило заказ передается по электронной почте. После приема заказа специализированный центр создает с помощью сканера его электронную копию и отправляет ее заказчику по электронной почте или через Интернет. Это простая в общем схема лежит в основе работы активно развивающихся во всем мире служб ЭДД- в структурах библиотек и фирм, предоставляющих различные информационные услуги. Конечно, непременным условием вхождения в круг пользователей ЭДД является, как минимум, наличие в библиотеках электронной почты. Еще лучше, если библиотека подключена к Интернет. Только имея эти средства, можно решать вопрос о предоставлении этой информационной услуги своим читателям. Наличие сканера позволит создать собственную службу электронной доставки документов и войти в складывающуюся в России систему электронного копирования.
В России ЭДД только начинает появляться. Эта организационная задача еще требует решения, хотя есть некоторый практический опыт. С точки зрения технической обеспеченности проблем возникает множество. Парк используемых на разных участках компьютеров очень широк и служба ЭДД вынуждена подстраиваться под каждый персональный компьютер, под удобный клиенту способ пересылки копий. И прежде всего это касается объема принимаемой информации, возможности ее выгрузки и распечатки.
Электронное копирование и доставка могут решить целый комплекс задач – информационных и библиотечных. Они, по сути, представляют собой основу и прообраз библиотеки будущего, цифровой, виртуальной, библиотеки без границ и расстояний. Ведь цифровая библиотека – это не просто распределенное хранилище электронных текстов. Все, что написано человечеством и достойно хранения, перевести в цифровую форму, по крайней мере в обозримом будущем, невозможно. К тому же у электронных текстов есть масса недостатков - например трудность восприятия. Однако если к архивам электронных текстов и электронным изданиям добавить ЭДД, то все это вместе и будет виртуальной библиотекой, в которой любой читатель может получить любую затребованную им литературу, где бы она не находилась. Развивая дистанционный доступ к источникам информации, реально создается виртуальная библиотека. А это озночает, что каждая библиотека становится проводником новой культуры -–культуры информационного обмена, чтения и, главное, общения и познания. /7, с 34-35./
Определение понятия «библиотека», ее основных функций, видов и типов, вскрытие сущностных основ библиографической информации, решение многочисленных терминологических и типологических проблем занимали умы ученых в 70-80-х годах. Объяснение этому кроется, вероятно, в том, что традиционная библиотечная методика на уровне доминировавших тогда карточно-бумажных технологий была довольно хорошо разработана, а электронные технологии еще недостаточно развиты. Исследование теоретико-методологической проблематики являлось таким образом наиболее интересным и одновременно престижным занятием. Кроме того, технологическая, и прежде всего компьютерная, отстраненность большинства ученых – библиотековедов была не чуть ли не нормой отечественного библиотековедения. Такая ориентация науки дала естественный результат: в области методологии и теории библиотековедения именно в прошлые десятилетия были достигнуты заметные успехи, однако реальной пользы библиотекам и не могло принести из-за огромного дистанцирования теоретико-методологических исследований от практической деятельности. /14, с 48-61./