Маркетинг - микс: оптимизация работы библиотеки.
В традиционной системе информационных коммуникаций, субъектами которой являются издательства, книжная торговля, архивы, органы НТИ, электронные средства массовой информации и некоторые вспомогательные звенья, библиотеки прочно занимают место главного хранителя и систематизатора знаний, зафиксированных в виде документов, а также института обеспечивающего общественный доступ у этим знаниям. Авторитет библиотеки, вне зависимости от ее конкретного бытия на практике, видится на том, что она является главным, а порою и единственным гарантированным держателем фонда документов, хранителем интеллектуального потенциала. Именно потребность информации заставляет читателя обращаться в библиотек, и именно существование учреждения, выполняющего роль держателя и систематизатора знаний, заставляет общество финансировать и поддерживать библиотеки. В этом случае библиотека наряду с книжной торговлей, органами НТИ и другими институтами играет роль еще одного незаменимого посредника, связывающего производителей информации с ее потребителями.
В новой информационной среде структура информационных потоков существенно меняется. В киберпространстве все данные представлены не в виде дискетных и вполне осязаемых документов, а в виде компьютерных файлов. Они располагаются на многочисленных компьютерах-серверах по всему миру, причем их емкость может быть практически безграничной. Поставщиками информации в глобальных сетях становятся владельцы серверов. Это могут быть предпринимательские компании, правительственные учреждения, учебные заведения, научные центры, музеи, библиотеки, агентства новостей, общественные ассоциации и частные лица. Издательская деятельность в сети требует несравнимо меньших затрат, чем традиционная. Собственный сервер и команда из трех-четырех человек для его оформления и актуализации достаточны, чтобы о тебе узнал весь мир. Не нужно распологать полиграфической базой, тратиться на бумагу и беспокоиться о распространении экземпляров изданий.
Характер представляемых сведений может быть сколь угодно широким: от развлекательных материалов до государственных законов, речей и интервью лидеров политики, экономики и культуры, научных отчетов, трудов конференций, сведений о выпускаемой продукции, репродукций живописных полотен и т.п. Технические средства, в частности такое приложение Интернет, как Всемирная компьютерная паутина, дают возможность доступа ко всей этой информации за считанные минуты вне зависимости от ее реального местонахождения. Государственные границы в этом случае упраздняются, расстояния сводятся к нулю, опоздания исключаются. Создается новая реальность информационной работы, в которой уже нет необходимости комплектовать, обрабатывать и хранить источники, как это делается с документами в их традиционном виде.
Возможность столь простого доступа к знаниям ощутимо снижает роль всех, вчера еще, казалось бы, незаменимых, посредников в системе документальных коммуникаций, в том числе и библиотек. Осознав возможности, выгоды и , главное, перспективы новой информационной среды, в информационную деятельность включаются совершенно иные субъекты, а ее сторожилы срочно модернизируют формы деятельности, дабы укрепить позиции в изменившихся условиях.
Издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и продажу своей продукции через глобальные сети (что, кстати, является чувствительным ударом по книжной торговле). При этом потребителю не обязательно приобретать все издания в целом, порой выгоднее и дешевле приобрести лишь одну главу из книги или статью из журнала. В этом случае копия затребованного фрагмента высылается по факсу или же обычной почтой, причем срок доставки по факсу может не превышать одного часа.