Маркетинг - микс: оптимизация работы библиотеки.
Несколько иным способом действует издатели периодики, предоставляющие в Интернет доступ непосредственно к электронным версиям известнейших газет, журналов и сборников за соответствующую плату. Электронный вариант, как правило, содержит практически идентичное печатному оформление и появляется на сервере одновременно или даже раньше бумажных аналогов.
Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников системы информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве коммерческие фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к Интернет. Каждый провайдер, стремясь сделать сой сервер наиболее привлекательным, неминуемо приходит к необходимости размещения на нем сведений, которые могут заинтересовать потенциальных клиентов. Начиная с прогнозов погоды, перечня местных достопримечательностей, расписаний поездов и самолетов, некоторые провайдеры переходят к развитию более фундаментальных информационных услуг. Например, создают базы данных о наличии лекарств в аптеках региона, различного рода справочники («желтые» и «белые» страницы), регулярно обновляемые кино- и театрально-концертные афиши городов и т.д.
Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие информационную работу как вид предпринимательской деятельности. Свою продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного профиля и крупнейших энциклопедических изданий. Очень интенсивно развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий, предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. При этом пользователям предлагаются как свежие выпуски, так и тщательно ведущиеся архивы за прошлые месяцы и годы. Например, российский сервер «Гарант-Парк» поддерживает электронные версии более чем 20 ведущих российских газет и журналов.
Таким образом Интернет формирует огромный информационный потенциал, который, помимо разнообразнейших сведений в специфической электронной форме, включает огромное число источников, работа с которым традиционно относилась к ведению библиотек. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые сведения.
В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным фондодержателем, теряют монополию на владение информацией в систематизированном виде. Именно в этом заключается главная проблема, создаваемая новой информационной средой для библиотеки как общественного института. С развитием сети вширь и вглубь все более весомая доля информационных ресурсов перемещается в виртуальную сферу, совершенствуются способы создания, доставки и оплаты электронных источников, и, следовательно увеличивается общее социальное значение информационного потенциала Интернет. Параллельно с этим происходит снижение роли библиотеки как учреждения, выполняющего посреднические функции между информацией (прежде всего в документальной форме) и ее потребителями. У общества появляется возможность выбора между обращением в реальную библиотеку или обращением в виртуальным ресурсам сетей. И поскольку получение данных из Интернета зачастую сопряжено с неизмеримо меньшим затратами времени и сил, выбор все чаще будет делаться в свою пользу. Спрос же на традиционные библиотечные ресурсы будет снижаться, и соответственно будет падать авторитет библиотеки в обществе, а с ним и размеры сумм, отпускаемые на ее финансирование.